Запись сделана
в Четверг, 7 февраля 2013 в 12:11 и размещена в рубрике Разное.
Вы можете следить за комментариями через ленту RSS 2.0.
ПОЛИНКА.net
Мой дневничок
Фёдор Васильев
И. Н. Крамской. Портрет Ф. А. Васильева
Замечательный русский пейзажист Фёдор Васильев (1850 -1873) относится к числу тех художников, кому судьба предопределила безжалостно короткий жизненный путь. Ему исполнилось всего двадцать три года, когда смерть этот путь оборвала.
Будущий мастер появился на свет в Гатчине, откуда семья вскоре переехала в Петербург. Там её главе посчастливилось получить место мелкого почтового чиновника.
Необходимость хоть немного увеличить домашний бюджет вынуждает отдать двенадцатилетнего подростка на службу; в месяц ему платили там всего три рубля. Вскоре окружающие заметили: мальчик пользуется любой возможностью, чтобы рисовать. И тогда муж сестры (а им был ни кто иной как, известный пейзажист Иван Шишкин) помогает его поступлению в школу Общества поощрения художников. Васильев закончил её в 1867 году и получил звание учителя рисования в уездных училищах. Он познакомился с И. Крамским, молодым И. Репиным и другими членами Артели художников.
Но именно Шишкин раньше других обратил внимание на влюблённость юноши в красоту родной природы. Вместе они отправляются на остров Валаам писать там на натуре.
Но подлинным открытием настоящей среднерусской природы с её равнинными ландшафтами, широтой степных просторов, так непохожими на мрачный каменный Петербург и суровые виды Ладоги, Васильев был обязан графу П. С. Строганову, меценату, пригласившему его в своё тамбовское имение. Работы, выполненные по тамбовским мотивам, уже раскрывают взволнованный, лирический характер восприятия начинающего художника. Он ищет в них новые живописные средства для передачи влажной свето-воздушной среды, реже – зноя летнего дня.
Помимо советов Шишкина и Репина, Васильев обращался к работам современных немецких и французских мастеров. В своей «Заброшенной мельнице», окутанной пасмурным влажным сумраком, он увидел что-то тревожное, загадочно-романтическое. Это ощущение передаёт богатая палитра тёмно-зелёной гаммы, в которой таинственной белизной, словно какие-то призраки, светятся затихшие белые птицы.
Ф. Васильев. Заброшенная мельница
После путешествия по Волге в компании с Репиным Васильев создал первое законченное произведение – «Оттепель». Оно получило конкурсную премию, принесло автору известность и заказы и даже выставлялось на лондонской Международной выставке в 1872 году. Низкому свинцовому небу отведено в ней столько же места, что и земле, покрытой жидким, разгрязшим снегом. Она то собирает тени там, где над ней сгустились тучи, то робко светлеет над их просветами.
Ф. Васильев. Оттепель. 1871г.
Катаясь на коньках, Васильев сильно простудился; болезнь осложнилась туберкулёзом. Не совсем ясно, когда Крамской написал портрет юноши – до начала болезни или немного позже. Стройный молодой человек в строгом тёмном костюме, опираясь о спинку кресла, глядит с полотна внимательно и невесело. Ведь помимо физического недомогания его удручали непрекращающиеся и безуспешные хлопоты о документах, которые могли бы определить его общественное положение, заклеймённое незаконнорожденностью.
Попытка восстановить силы в имениях графа Строганова не дало результатов. И тогда Общество поощрения художников выделяет средства для лечения в Ялте.
В надежде на скорое выздоровление живописец продолжает активно работать, мечтает даже съездить за границу. По воспоминаниям, опираясь на ранее сделанные этюды, он пишет в Крыму известный холст «Мокрый луг». Две трети занимает небо. Тонкой острой кистью выписаны на первом плане яркие голубые и жёлтые цветочки. Синий и зелёный – основные цвета картины, но сколько оттенков можно различить внимательно приглядевшись!
Ф. Васильев. Мокрый луг. 1872 г.
Художник предпочитал писать серенькие, облачные дни, приближающуюся непогоду, землю и деревья, омытые дождевым потоком, поникшие от капель травы. Об этом говорят сами названия работ: «Перед дождём», «После дождя», «После грозы», «Мокрая дорога», «Облака». Во всём этом ему виделся отзвук собственной печали.
Несмотря на стремительно развивающийся недуг, Васильев не прекращал безостановочно трудиться. Нарядные, звонкие краски Крыма не находят отклика на его палитре. Крым для него – не сияние южного солнца, а влажная пелена прошумевшего ливня, дымка тумана, клубящиеся тучи. Полотно «В крымских горах» — это грандиозные горные кручи с наползающими на них облаками, скудная растительность, пустынная дорога с медленно поднимающейся по ней телегой.
Угасая день ото дня, художник продолжал работать. Он писал Крамскому из Ялты: «У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь… Где я ясно вижу тон, другие ничего не могут увидеть или увидят серое либо чёрное место». Такая тонкость живописного видения могла бы стать залогом больших открытий в будущем.
Узнав о смерти Васильева, Крамской сказал: «Я полагаю, что русская школа потеряла в нём гениального мальчика». И действительно, много ли найдётся в мире художников, которые к двадцати трём годам успели достичь столь многого?
Маргарита Кудрявцева
Ф. Васильев. Сосновая роща у болота
Ф. Васильев. Лодки на берегу Волги. 1870 г.
Ф. Васильев. Избушка в лесу
Ф. Васильев. После дождя. 1869 г.
Ф. Васильев. Перед дождём
Ф. Васильев. Вид на Волге. Барки. 1870 г.