Запись сделана
в Понедельник, 23 апреля 2012 в 18:12 и размещена в рубрике Моя школа.
Вы можете следить за комментариями через ленту RSS 2.0.
ПОЛИНКА.net
Мой дневничок
Сочинение по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Рисунок О.Д. Коровина
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» появился в 1915 году. Сразу же имел шумный успех, последовали одно за другим его издания и переводы на иностранные языки.
Бунин изобразил обобщённый тип богатого человека, миллионера, который наживает своё богатство, нещадно эксплуатируя других людей. «Вот они, хозяева жизни! — как бы указывал Бунин своим рассказом всему миру. — Вот как они живут, веселятся, прожигают жизнь!» Именно этот возглас был услышан в рассказе Бунина читателями всех континентов. Рассказ сохраняет свое значение и до сих пор.
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) к моменту написания рассказа «Господин из Сан-Франциско» был уже известным писателем. Критики называли Бунина то «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», то сетовали на его чрезмерную «жестокость», непреклонность в изображении жизненных противоречий, борьбы интересов, разъедавших русскую деревню после 1905 года. Своим рассказом он с новой силой доказал, с каким презрением он относится к собственникам, отнявшим у народа права.
Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? Америка, как символ богатства, как самая развитая империалистическая держава давала право на такое название. Миллионер едет из Америки со своей женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он с равным успехом мог быть и из Нью-Йорка, и из Чикаго. Эти города — тоже символы преуспевающей Америки. Конечно, тут не было принципиального выбора, в Америке везде делают деньги.
Писатель не показывает читателю впрямую каким образом богач нажил своё состояние, но на все это есть намеки в рассказе, они объясняют, что значит работать на него не покладая рук.
Картины все время даются по контрасту. «Господин» и «господа» в баре пьют виски и ликеры, в ресторанах всё к их услугам: лангусты, ростбиф, спаржа, фазаны. Кругом смокинги, изысканные туалеты дам, зеркала, мягкая мебель и все удобства, музыка и чад от гаванских сигар, совсем по-иному описана жизнь людей, обслуживающих этих господ.
И внешность, и привычки, и поведение «господина» из Сан-Франциско не носят на себе печати живого: это подделка, эрзац, маскарад. В земном раю для богачей вертится подкупленная хозяином парочка, символизирующая влюбленных молодоженов, — это тоже маскарад, подделка под жизнь. Миллионер следует моде, сложившейся среди людей его круга: к шестидесяти годам посетить Старый Свет, о котором столько наслышан. Маршрут вояжа обширный, все расписано по месяцам. Но в его планах — бездуховные услады: поволочиться за молоденькими неаполитанками, посетить автомобильные и парусные гонки в Ницце, сыграть в рулетку в Монте-Карло, отстоять для приличия мессу в Риме — одно чревоугодие и плотские наслаждения на уме. Этот хищный тип дельца был намечен Буниным еще в предыдущих рассказах: «Петлистые уши», «Братья», «Соотечественник», но наиболее целостную типизацию все эти мелочи с американским колоритом получили в «Господине из Сан-Франциско».
Исхода из социальных противоречий современности Бунин не знал, но в его рассказе подспудно пробивается оптимизм автора: повсюду бушует неподдельная народная жизнь. Вот по скалистой дороге Капри бредут два абруццких горца с волынкой и цевницей, народные певцы. Удачливый рыбак Лоренцо, ночью поймал двух омаров и продал их за бесценок. Вот оживленный итальянский базар, колоритные народные типы, нравы, сцены… А кругом красота синевы гор и неба.
По В.И. Кулешову